Студия звукозаписи: основные компоненты оборудования

Дата публикации 28.04.2016.

Практически всё, что нам приходиться слышать из телевизоров, на радио, музыка, реклама или банальный репортаж – это работа звукорежиссёров. Но. То, что мы слышим – это уже конечный результат работы, так сказать, вершина айсберга. Но не всем извесно, что за этим стоит много знаний, работы и времени (от нескольких часов до нескольких дней и недель). Львиная доля успеха зависит от студийного оборудования и умения им пользоваться. Именно о принципах звукозаписи и необходимого для этого оборудования пойдет речь далее.

Студия звукозаписи: основные компоненты оборудования
  • В первую очередь, перед тем, как ехать покупать или заказывать определенное студийное оборудование полезным станет сперва подготовить к этому (или купить) относительно мощный компьютер, так как пользоваться придётся множеством специальных программам и плагинов одновременно. Так же стоит подумать о увеличении объёма памяти. Учитывая то, что трек состоит из огромного количества дорожек (вокалы, бек-вокалы, инструменты и т.д.), число которых иногда достигает 100, и каждая из них стандартно записана в формате не ниже WAVE (а это обьемно), то вы сами понимаете, что памяти нужно много. Итак, решив проблему с компьютером, приступаем к делу.
     
    Рассмотрим базовые составляющие студии звукозаписи: чем пишем, куда пишем и главное – зачем.

    Первая составляющая студии звукозаписи - чем пишем?

    Звуковая карта – вот ответ на этот вопрос. Уже придумано серьезное их количество, так сказать, на все случаи жизни: на один вход, на несколько, с фантомным питанием и без него, со встроенными предусилителями и компрессорами, от компактных до относительно громоздких. Но это зависит от того, что конкретно, для каких целей и какого качества материал вы собираетесь писать. Для домашних студий звукозаписи вполне подойдет на один или два входа и частотой от 48 kHz. К картам такого типа относятся, к примеру MTRACKII от M-AUDIO или же FIREFLY 302 PLUS от Phonic. Такие карты не стоят серьезных денег и используются, чаще, в любительских целях. Но если отнестись к этому с головой, то и у таких карт есть перспектива. Можно еще много говорить о каждой из звуковых картах. Но  топе среди опытных пользователей стоят карты от  Native Instruments.
     
    Подключение звуковых карт и их настройка не затруднит вас, так как подключаются они напрямую через USB-вход. Если карта с фантомным питанием (для подключения конденсаторных микрофонов, о которых речь пойдёт дальше), тогда она еще подключается к 220V. 
     
    К вопросу ЧЕМ ПИШЕМ можно еще отнести микрофоны для записи вокала или инструментов. Это более важный момент по сравнению с записью электронных инструментов, для чего стоит их напрямую подключить к карте и уже в ПО (программном обеспечении) обрабатывать как вам угодно.
     
    Для студийного использования подходят микрофоны конденсаторные. Они отличаются большей чувствительностью по сравнению с динамическими. Такие микрофоны требуют отдельного (фантомного) питания. Питаться они могут как от самой звуковой карты, в которой эта функция предусмотрена, так и от микшерного пульта с фантомным питанием, через который могут заводится инструменты/микрофоны в звуковую карту.
     
    Итак, микрофоны делятся на два главных типа: для вокала и для инструментов. Часто встречается, что вокальные микрофоны используют и для записи инструментов. Это не  критично, но важно понимать, что лопатой таки желательно копать, а ложкой – кушать. Для домашней студии с головой хватит одного универсального микрофона. Это и бюджетно, и позволит вам понять, что для инструментов нужен еще один микрофон. Вот к примеру акустическую гитару лучше писать при помощи нескольких микрофонов: возле деки, возле грифа и «комнату» (помещение и его акустику).К бюджетным моделям можно отнести GL-100, M-1B-S TAKSTAR или же  C03U CW SAMSON, также пользуются популярностью модели Perception120 AKG и AT2020 Audio-Technica. Обратите внимание на M-ONE USB ART – это оригинальный микрофон студийного качества, который позволяет писать напрямую через USB-вход.
     
    В профессиональных студиях к выбору микрофонов относятся более деликатно. Выбор зависит от стиля музыки, тембра голоса, индивидуальных предпочтений вокалиста и так далее. Практика показывает, что в таких студиях стоят несколько вариантов микрофонов. Среди них мы видим  MK 4, MK 8 Sennheiser, P820TUBE, C214Stereoset, C314MP, C414XLII/ST AKG, а также KSM44SL Shure.
     
    Как дополнение к микрофонам важно не забывать о их чувствительности и отдельно купить держатели к ним и обязательно поп-фильтр. Держатели типа паук специально разработаны для такого типа микрофонов и защищают микрофоны от нежелательных вибраций и прочих помех.  Поп-фильтры используют для устранения забивания воздухом мембраны микрофона, что встречается при пении,  когда произносятся буквы «Б», «П», «Т» и пр.
     
    Для записи инструментов используют специальные микрофоны. Для записи акустических инструментов лучше использовать модели P170, C430 AKG, SM57LCE, PG81XLR Shure или ATM450 Audio-Technica. Для записи гитарных усилителей (для электрогитар) используют E 609, E 906 от Sennheiser. Такие микрофоны, зачастую, динамические, так как гитарные комбики пишут на относительно большой громкости и использование чувствительных конденсаторных микрофонов ни к чему.
     
    Для записи ударных инструментов лучше купить уже готовые комплекты микрофонов. Они втречаются разных брендов, отличаются по качеству и бюджету. ПО на сегодняшний день уже помогает нам обойтись без записи живых ударных, но все же живой инструмент – это показатель качества.
     
    Среди таких микрофонов популярными можно считать  DRKB5C2MKII, DRKA5C2 от SUPERLUX, DS-1 и DS-2 от City Sound, MB/DK5 от  Audio-Technica, RhythmPack от AKG и E 600 SERIES DRUM CASE от Sennheiser. 
     
    Друзья, если отнестись к этому серьезно, то вполне реально записать песню на обычный диктофон на вашем телефоне, свести все это в простейшей программе, провести базовый мастеринг эквалайзером и готово. Ну, это, кнечно же, шутка.
     
    Так же распостраненны в использовании виртуальные инструменты в виде програм (семплеров). Среди них уже встречается все: от фортепиано, гитар и скрипок до интересных синтетических звуков и прочих. Такие инструменты пишутся при помощи MIDI-клавиатур, которые вы сможете посмотреть, выбрать и купить на нашем сайте.

    2 составляющая студии звукозаписи - куда пишем?

    Итак, мы уже знаем, чем мы пишем. Микрофоны рассмотрели, со звуковой картой определились. Идем дальше.
     
    Важным моментом в создании студии является выбор студийных мониторов. При их подборе уже необходимо учитывать особенности самого помещения, размер и форму, так как это влияет на акустическую отдачу мониторов. Студийный мониторинг и помещение – это уже целая наука, и до сегодняшнего дня нет конкретных законов и правил по данному вопросу. Но есть несколько нюансов.
    1. Мощность мониторов – не показатель качества. По правилам звукозаписи, сведения и мастеринга, эти операции проводятся на громкости не выше, чем нормальная человеческая речь. То есть, при выборе важен исключительно частотный диапазон мониторов.
    2. Расстановка мониторов – 50% успеха. Выбрав мониторы, важно их правильно расположить относительно места звукорежиссёра. Мониторы размещают на уровне головы звукорежиссера таким образом, чтобы голова была расположена на пересечении осей звуковых волн левого и правого монитора, образовав условный треугольник.
    3. Желательно купить две пары мониторов разных производителей. Это нужно при мастеринге для сравнения звучания. Как правило, это делают чтобы услышать, как конечный материал зазвучит из других источников. Вторую пару мониторов лучше купить ниже по качеству, так как большая часть аудитории вряд ли слушает это на качественном звуке.

    Итак, какие же мониторы выбрать? Для домашнего использования вам подойдут мониторы M-AUDIO AV40 MKII или же S-DJ50X от Pioneer. Эти модели порадуют вас относительно приемлимым качеством звучания не смотря на стоимость. При правильном использовании и такие мониторы дадут толк. На профессиональних студиях используют мониторы с большим диапазоном частот и чуть мощнее. Такие мониторы богаче низами и отличаются плотным, глубоким звучанием. Но с этим тоже главное – не перестараться. Чтобы не вышло, что классный звук будет исключительно из ваших мониторов. Поэтому стоит вспомнить о второй паре мониторов (см.выше). 

    К профессиональным мониторам имеет смысл отнести HS8 Yamaha, SR-6 GEMINI, RM-07 Pioneer, LSR4328PAK JBL и другие. Они сами по себе имеют отличия: с мониторами Yamaha стоит быть осторожным в плане низких частот, мониторы Pioneer зависят от правильного разположения и ведут себя по разному соответственно, ну а JBL не каждому по карману. Так сказать, есть где разогнаться и есть из чего выбрать.
     
    Еще одним элементом для звукозаписи вокала являются наушники с хорошей звукоизоляцией. Звукоизоляция важна, так как микрофоны вокальные  чувствительные и улавливают каждый шорох, каждый звук. Поэтому важно, чтобы кроме вокала ничего не было слышно в студии во время записи. 
     
    Также мы не можем не вспомнить о  «мозге» студии:  программном обеспечении. На сегодня уже придумано столько программ, что не хватит нескольких часов, чтобы только их перечислить. Но в нашем магазине вы сможете найти и купить только лицензионное ПО: для записи, для сведения и мастеринга, базы семплов и прочее.

    И тут назревает основной вопрос - зачем?

    Для кого-то это хобби, для кого-то – работа, а кому – смысл жизни. У каждого свой путь, свои взгляды и вкусы. У каждого разные цели и задачи. Но каждый из этих условных личностей сможет купить студийное оборудование согласно вкусам, потребностям и возможностям. Будет это монитор, звуковая карта или микрофон – все это вы сможете купить отдельно или в комплексе в нашем магазине по лучшим ценам. 
    Также у вас есть возможность воспользоваться преимуществами нашей программы лояльности и получить свою скидку.
     
    Звоните, приходите, приезжайте – мы всегда рады Вам.
     
    ЛюксПро – это всегда качественно, быстро, радостно и весело.
Если Вас заинтересовала статья, Вам будет интересно узнать об этих товарах: