Обзор советских акустических систем

Дата публикации 15.01.2016.

Казалось бы, советская эпоха уже давно канула в лето, но до сих пор к нам обращаются с просьбой отремонтировать раритетный винил или усилитель мощности времен СССР. Отдельно можем отметить советские акустические системы, которые и поныне впечатляют своих владельцев своей работой, достаточно провести в этом случае ремонт или восстановление динамиков, поменять вышедшие из строя резисторы и вуаля - советская электроника еще не один год будет в строю. В данном обзоре речь пойдет о акустических системах из нашего детства, мы рассмотрим краткий обзор некоторых моделей советских акустических систем. Радиотехника СССР это не просто раритет а в первую очередь акустические системы высокого качества.

Обзор советских акустических систем
  • До недавнего времени нашим бабушкам, дедушкам и даже родителям приходилось довольствоваться советской радиотехникой, с помощью которой можно было прослушивать музыкальные композиции. Ни о каких домашних кинотеатрах, разумеется, и речи не могло быть.

    Но все ли было настолько плохо, как обычно представляется современному пользователю акустических систем высшего класса. Давайте сделаем небольшой экскурс и представим себе, какой путь прошла советская акустическая система. 

    Советские АС: как развивалось производство акустики 

    Появлению акустики, похожей на современные модели, предшествовал период обычных радиовещателей, с помощью которых люди могли слушать музыку. Но в середине века, а именно в 1951 году, советское руководство приняло единый стандарт, который определял основные параметры техники для радиовещания.

    Этот год стал переломным в области разработок моделей акустики. На то время многие технологии такого производства были впечатляющими. Например, громкоговоритель (или другими словами – электродинамическая головка), в которую был установлен подмагничивающий элемент. 

    Такие динамики, даже при скудном оформлении корпуса, звучал достаточно качественно. Многие современные пользователи акустики могут с первого раза и не понять, что звучит именно советский динамик. Причины такого волшебства установить трудно.

    После такого прорыва (имеется в виду установленный в 1951 году ГОСТ) начали выпускаться новые модели приемников, которые были на протяжении нескольких десятков лет единственным источником для музыки на дискотеках, в домах. Интересно, что производилась такая аппаратура вручную. 

    Предвестник эпохи Hi-Fi: радиола «Симфония» 

    Остановимся в 1965 году, который стал еще одним акустическим прорывом в области разработки приемников. Именно тогда на свет появилась первая в СССР радиола, которая была сконструирована ламповым методом. Стереофоника под названием «Симфония» стала настоящим музыкальным центром этого периода. 

    В состав радиолы входил электрофон, который проигрывал виниловые пластинки, а также приемник, излучавший звук. «Симфония» стала эталонным произведением инженерного искусства на долгие годы.

    Сегодня такую радиолу можно встретить только у поклонников ретро, в основном – в качестве интерьерного оформление. С акустической точки зрения такая техника существенно устарела.

    Следующий этап советской акустики 

    Ламповые проигрыватели были не таким уже распространенным явлением в домах трудящегося народа. Акустика была дорогой и выпускалась небольшими партиями. 

    Впоследствии стали производиться магнитофоны транзисторного типа. Такая техника была способной к развитию большей выходной мощности. Несмотря на свою цену (около пяти месячных окладов простого инженера), магнитофоны приобрели большую популярность.

    Такое оборудование не могло обойтись без новейших моделей акустики. Новым этапом в создании АС стал 1974 год, когда в СССР появились новые колонки модели АС 10МАС-1М. Впоследствии такая модель стала наиболее распространенной на многие годы. 

    В систему удалось внедрить новый тип громкоговорителя длинноходового типа, который был дополнительно оснащен подвесным диффузором из латекса. Но стоит признать, что такая техника была низкокачественной. Особенно конструкция, т.е. сама сборка колонок.

    Многие даже ставили эксперименты: при работающей на сильную мощность колонке подносили зажженную спичку к задней стенке корпуса. Струя воздуха, выходящая из небольшой щели, моментально тушила спичку. 

    Советские кальки: эпоха заимствования зарубежных технологий 

    В 1978 инженеры прибалтийских стран взялись за простое копирование зарубежных аналогов АС. Так из-под их «творческой» руки вышли знаменитые колонки модели 35АС-1. Акустическая система в этом модельном варианте была значительно усовершенствована: в ней был установлен новый качественный динамик и достаточно качественно собран корпус. 

    Современного пользователя АС можно удивить следующим фактом: такой корпус, какой был спроектирован в модели 35АС-1, сейчас не удастся найти даже в самых дорогостоящих АС. Инженерам еще не была известна ДВП, однако они справились с такой неприятностью. Корпус был изготовлен из фанеры, которая тогда применялась в авиастроении. Боковые и задняя панель были изготовлены из дерева ценнейших пород. Вес акустики 35АС-1 составлял целых 23 килограмма.

    Данная модель для советских меломанов была настоящей живой легендой. Ничего подобного советский человек не видел. Уже сегодня, когда есть возможность сравнить западные модели того времени с советскими, многие меломаны утверждают, что 35АС-1 была намного лучше и качественней по звучанию. 
     

    Последний этап советской акустики 

    Советские акустические системы окончательно развились в модель 75АС-001, которая стала венцом всего инженерного проектирования советского периода. В разработке этой модели впервые применились математические методы разработки. Более того, для оптимизации различных элементов (например, головки и кроссовера) применялись ЭВМ (аналоги современных компьютеров).

    В модели 75АС-001 в первую очередь был установлен высочайшего на то время качества громкоговоритель. Для советской акустики чувствительность в 91 дБм была невероятным явлением.

    Электродинамическая головка (громкоговоритель) обеспечивал помимо прочего неплохой частотный диапазон. Звук можно было слышать в диапазоне от 25 до 25 тысяч Гц. Громкоговоритель не имел таких больших акустических искажений, которые наблюдались в предыдущих моделях. 

    В последствии данная модель была переименована в 150АС-001, а выпускалась такими названиями как «Корвет» или «Кливер». 

    Всего за советский период было выпущено около пятидесяти моделей акустических систем. Среди них были явные провалы, которые даже не запомнились, но были и неплохие варианты акустики. Их мы и рассмотрели. 
Отзывы по статье :
средний рейтинг: 2.5  отзывов: 2
Написать отзыв
  • 1
Автор баран ,это правда не обзор.
  • 4
названо 2 модели, обзор АС где ?
Ответ администрации магазина: Мы не научно-технический институт)